<p>МОУ "СОШ №5 г. Пугачева"</p>
город Пугачев, Саратовская область
  • Информационная безопасность

    Информационная безопасность – это процесс обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    На сегодняшний день сформулировано три базовых принципа, которые должна обеспечивать информационная безопасность:

    • целостность данных — защита от сбоев, ведущих к потере информации, а также зашита от неавторизованного создания или уничтожения данных;
    • конфиденциальность информации;
    • доступность информации для всех авторизованных пользователей.

    В современной школе информация, информационная инфраструктура – один из главных компонентов учебного процесса. Учебные классы оснащены компьютерной техникой и её качественное бесперебойное функционирование существенно определяет качество полученных знаний, способствует формированию профессиональных компетенций учащихся.

    Проблема информационной безопасности образовательного учреждения, школьников в ней – одна из самых актуальных на современном этапе. Растёт количество угроз из Интернета, изменяется нормативно-правовая база, соответственно реалиям времени меняются и методы обеспечения информационной безопасности учебного процесса.

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:

    1. Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.) 
    2. Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией. 
    3. Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    4. Использованы контент-фильтры,  для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Нормативное регулирование

    1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
    2. Концепция информационной безопасности детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р)
    3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
    4. Федеральный закон РФ №152 «О защите персональных данных»
    5. Федеральный закон РФ №266 «О внесении изменений в ФЗ "О персональных данных"»
    6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (В редакции федеральных законов от 28.07.2012 г. N 139-ФЗ; от 05.04.2013 г. N 50-ФЗ; от 29.06.2013 г. N 135-ФЗ; от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ)
    7. Приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) от 29 августа 2012 г.N 217 г. Москва "Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей"
    8. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПин 2.4.2.2821-10 с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.

    Памятка об информационной безопасности детей

    НЕЛЬЗЯ

    1. Всем подряд сообщать свою частную информацию (настоящие имя, фамилию, телефон, адрес, номер школы, а также фотографии свои, своей семьи и друзей);

    2. Открывать вложенные файлы электронной почты, когда не знаешь отправителя;

    3. Грубить, придираться, оказывать давление - вести себя невежливо и агрессивно;

    4. Не распоряжайся деньгами твоей семьи без разрешения старших - всегда спрашивай родителей;

    5. Не встречайся с Интернет-знакомыми в реальной жизни - посоветуйся со взрослым, которому доверяешь.

    ОСТОРОЖНО

    1. Не все пишут правду. Читаешь о себе неправду в Интернете - сообщи об этом своим родителям или опекунам;

    2. Приглашают переписываться, играть, обмениваться - проверь, нет ли подвоха;

    3. Незаконное копирование файлов в Интернете - воровство;

    4. Всегда рассказывай взрослым о проблемах в сети - они всегда помогут;

    5. Используй настройки безопасности и приватности, чтобы не потерять свои аккаунты в соцсетях и других порталах.

    МОЖНО

    1. Уважай других пользователей;

    2. Пользуешься Интернет-источником - делай ссылку на него;

    3. Открывай только те ссылки, в которых уверен;

    4. Общаться за помощью взрослым - родители, опекуны и администрация сайтов всегда помогут;

    5. Пройди обучение на сайте "Сетевичок" и получи паспорт цифрового гражданина!

    Советы по безопасности работы в общедоступных сетях Wi-fi

    1. Не передавай свою личную информацию через общедоступные Wi-Fi сети. Работая в них, желательно не вводить пароли доступа, логины и какие-то номера;

    2. Используй и обновляй антивирусные программы и брандмауер. Тем самым ты обезопасишь себя от закачки вируса на твое устройство;

    3. При использовании Wi-Fi отключи функцию "Общий доступ к файлам и принтерам". Данная функция закрыта по умолчанию, однако некоторые пользователи активируют ее для удобства использования в работе или учебе;

    4. Не используй публичный WI-FI для передачи личных данных, например для выхода в социальные сети или в электронную почту;

    5. Используй только защищенное соединение через HTTPS, а не HTTP, т.е. при наборе веб-адреса вводи именно "https://";

    6. В мобильном телефоне отключи функцию "Подключение к Wi-Fi автоматически". Не допускай автоматического подключения устройства к сетям Wi-Fi без твоего согласия.

    Основные советы по безопасности в социальных сетях

    1. Ограничь список друзей. У тебя в друзьях не должно быть случайных и незнакомых людей;

    2. Защищай свою частную жизнь. Не указывай пароли, телефоны, адреса, дату твоего рождения и другую личную информацию. Злоумышленники могут использовать даже информацию о том, как ты и твои родители планируете провести каникулы;

    3. Защищай свою репутацию - держи ее в чистоте и задавай себе вопрос: хотел бы ты, чтобы другие пользователи видели, что ты загружаешь? Подумай, прежде чем что-то опубликовать, написать и загрузить;

    4. Если ты говоришь с людьми, которых не знаешь, не используй свое реальное имя и другую личную информации: имя, место жительства, место учебы и прочее;

    5. Избегай размещения фотографий в Интернете, где ты изображен на местности, по которой можно определить твое местоположение;

    6. При регистрации в социальной сети необходимо использовать сложные пароли, состоящие из букв и цифр и с количеством знаков не менее 8;

    7. Для социальной сети, почты и других сайтов необходимо использовать разные пароли. Тогда если тебя взломают, то злоумышленники получат доступ только к одному месту, а не во все сразу.

    Основные советы по безопасной работе с электронными деньгами

    1. Привяжи к счету мобильный телефон. Это самый удобный и быстрый способ восстановить доступ к счету. Привязанный телефон поможет, если забудешь свой платежный пароль или зайдешь на сайт с незнакомого устройства;

    2. Используй одноразовые пароли. После перехода на усиленную авторизацию тебе уже не будет угрожать опасность кражи или перехвата платежного пароля;

    3. Выбери сложный пароль. Преступникам будет не просто угадать сложный пароль. Надежные пароли - это пароли, которые содержат не менее 8 знаков и включают в себя строчные и прописные буквы, цифры и несколько символов, такие как знак доллара, фунта, восклицательный знак и т.п. Например, $tR0ng!;;

    4. Не вводи свои личные данные на сайтах, которым не доверяешь.

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

    Федеральный портал "Российское образование"

    Единое окно доступа к образовательным ресурсам

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

    Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

    Российский общеобразовательный портал

    Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для основного общего и среднего общего образования

    Российский совет олимпиад школьников

    Официальный информационный портал ЕГЭ

    Рекомендуем:

    https://interneturok.ru/

    Видеоуроки школьной программы

    http://www.math.ru/

    Этот сайт — для школьников, студентов, учителей и для всех, кто интересуется математикой.

    http://www.yaklass.ru/

    ЯКласс — образовательный интернет-ресурс для школьников, учителей и родителей.

    http://school-assistant.ru/

    Школьный помощник — это сервис, который поможет закрепить знания, полученные в школе, или наверстать пропущенный материал. Наш проект создан для дополнительных занятий по предметам школьной программы: русский язык, математика, алгебра.

    https://xn--90ax2c.xn--p1ai/collections/

    Национальная электронная библиотека – архив оцифрованных изданий, как в открытом доступе, так и ограниченных авторским правом.

    http://nashol.com/

    Большая библиотека, в которой можно найти ссылки на книги, словари по всем предметам и для всех классов.

    Русский язык и литература

    Грамота.ру — полезнейший ресурс, который пригодится не только школьникам

    Культура письменной речи — здесь собраны правила, тесты и задания, словари и справочники.

    Детская онлайн-библиотека — школьная программа по литературе за 1-11 класс.

    Школьная математика — здесь есть объяснения материала, решения задач и примеров, шпаргалки с формулами.

    География

    Географический справочник онлайн — справочные данные, физические карты и географический атлас.

    Краткая географическая энциклопедия — емко обо всем, чему учат учителя географии.

    Биология

    Электронный учебник по биологии —доступные материалы по ботанике, зоологии, анатомии, биологии и экологии.

    Энциклопедия «Флора и фауна» — собрана информация практически по всем видам животных и растений.

    Теория эволюции как она есть — для удобства все материалы классифицированы по уровню сложности: от 1-го до 3-го.

    Химия

    Органическая химия — интерактивный мультимедиа учебник для средней школы.

    Химия для всех — иллюстрированные материалы по общей, органической и неорганической химии.

    ChemNet — электронная библиотека учебных материалов по химии.

    Физика

    Физика.ру — сайт для учителей физики, учащихся 7-9 классов и их родителей.

    Ядерная физика в интернете — популярно о науке.

    Родителям

    Какие же опасности ждут детей в сети Интернет?

      1. Ухудшение здоровья ребенка 
      2. Интернет-зависимость 
      3. Просмотр нежелательного контента 
      4. Общение с незнакомцами
      5. Общение с незнакомцами в интернете, которое может перерасти в реальное общение в жизни

    Советы по безопасности в этом возрасте

    1. Расположить ребенка к доверительному диалогу по вопросам интернет-безопасности. Объяснить, что Интернет является не только надежным источником информации, но и опасным собеседником, а доверять следует родителям, педагогам и лучшим друзьям.
    2. Установить с ребенком «правила» работы с компьютером и гаджетами, временные ограничения, определить ресурсы, которые можно и нужно посещать. Объяснить, что Интернет, в первую очередь, является средством развития и обучения, и только второстепенно - развлечений и общения. Желательно договориться, что новые игры и программы будут устанавливаться совместно с родителями.
    3. Ввести ограничения по использованию гаджетов. 
    4. Запретить общение с незнакомыми людьми. Эта мера должна восприниматься так же, как и запрет общения с незнакомыми на улице!
    5. Привить культуру поведения в IT-пространстве, постоянно осуществляя интернет-воспитание ребенка.
    6. Надлежащим образом настроить компьютерную технику ребенка. Использовать контент-фильтры, затрудняющие посещение определенных видов ресурсов на уровне оператора связи и на уровне операционной системы. Контент-фильтрация не всегда эффективна, в частности, из-за того, что не ко всем сайтам закрыт доступ, а социальные сети, онлайн-игры, переписка и иная активность ребенка остаются в стороне!
    7. Контролировать деятельность ребенка с компьютером и гаджетами, в частности, при помощи средств родительского контроля. При этом, ребенку нужно объяснить, что Вы это делаете для того, чтобы предотвратить опасность, и что на это имеете полное право. Знайте, что дети способны удалять историю переписки и посещения сайтов, существует множество средств родительского контроля, которые необходимо использовать для того, чтобы обезопасить своего ребенка.

    10 полезных советов по безопасности в сети

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

    ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и развитие, то есть о пропаганде различной направленности.

    Понятие информационной безопасности

    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.

    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:

    - доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);

    - целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);

    - конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).

    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.

    Основные угрозы информационной безопасности

    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:

    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);

    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;

    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;

    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.

    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:

    - аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;

    - отказы и сбои аппаратуры;

    - ошибки в программном обеспечении;

    - ошибки в работе персонала;

    - помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.

    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:

    - недовольством служащего своей карьерой;

    - взяткой;

    - любопытством;

    - конкурентной борьбой;

    - стремлением самоутвердиться любой ценой.

    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:

    - квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;

    - нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;

    - нарушителю известна информация о принципах работы системы;

    нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

    Наиболее распространенным и многообразным видом компьютерных нарушений является несанкционированный доступ. Несанкционированный доступ использует любую ошибку в системе защиты и возможен при нерациональном выборе средств защиты, их некорректной установке и настройке.

    Проведем классификацию каналов несанкционированного доступа, по которым можно осуществить хищение, изменение или уничтожение информации:

    Через человека:

    - хищение носителей информации;

    - чтение информации с экрана или клавиатуры;

    - чтение информации из распечатки.

    Через программу:

    - перехват паролей;

    - дешифровка зашифрованной информации;

    - копирование информации с носителя.

    Через аппаратуру:

    - подключение специально разработанных аппаратных средств, обеспечивающих доступ к информации;

    - перехват побочных электромагнитных излучений от аппаратуры, линий связи, сетей электропитания и т.д.

    Особо следует остановиться на угрозах, которым могут подвергаться компьютерные сети. Основная особенность любой компьютерной сети состоит в том, что ее компоненты распределены в пространстве. Связь между узлами сети осуществляется физически с помощью сетевых линий и программно с помощью механизма сообщений. При этом управляющие сообщения и данные, пересылаемые между узлами сети, передаются в виде пакетов обмена. Компьютерные сети характерны тем, что против них предпринимают так называемые удаленные атаки. Нарушитель может находиться за тысячи километров от атакуемого объекта, при этом нападению может подвергаться не только конкретный компьютер, но и информация, передающаяся по сетевым каналам связи.

    Обеспечение информационной безопасности

    Формирование режима информационной безопасности – проблема комплексная. Меры по ее решению можно подразделить на пять уровней:

    1. Законодательный . Это законы, нормативные акты, стандарты и т.п.

    Нормативно-правовая база определяющая порядок защиты информации:

    2. Морально-этический. Всевозможные нормы поведения, несоблюдение которых ведет к падению престижа конкретного человека или целой организации.

    3. Административный. Действия общего характера, предпринимаемые руководством организации. Такими документами могут быть:

    · приказ руководителя о назначении ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    · должностные обязанности ответственного за обеспечение информационной безопасности;
    · перечень защищаемых информационных ресурсов и баз данных;
    ·инструкцию, определяющую порядок предоставления информации сторонним организациям по их запросам, а также по правам доступа к ней сотрудников организации.

    4. Физический. Механические, электро- и электронно-механические препятствия на возможных путях проникновения потенциальных нарушителей.

    5. Аппаратно-программный (электронные устройства и специальные программы защиты информации).

    Принятые меры по созданию безопасной информационной системы в школе:
    -Обеспечена защита компьютеров от внешних несанкционированных воздействий (компьютерные вирусы, логические бомбы, атаки хакеров и т. д.)
    - Установлен строгий контроль за электронной почтой, обеспечен постоянный контроль за входящей и исходящей корреспонденцией.
    - Установлены соответствующие пароли на персональные ПК.
    - Использованы контент-фильтры, для фильтрации сайтов по их содержимому.

    Единая совокупность всех этих мер, направленных на противодействие угрозам безопасности с целью сведения к минимуму возможности ущерба, образуют систему защиты.

    Специалисты, имеющие отношение к системе защиты должны полностью представлять себе принципы ее функционирования и в случае возникновения затруднительных ситуаций адекватно на них реагировать. Под защитой должна находиться вся система обработки информации.

    Лица, занимающиеся обеспечением информационной безопасности, должны нести личную ответственность.

    Надежная система защиты должна быть полностью протестирована и согласована. Защита становится более эффективной и гибкой, если она допускает изменение своих параметров со стороны администратора.

    В заключение своего доклада хотелось бы дать некоторые рекомендации по организации работы в информационном пространстве, чтобы уберечь себя и своих близких от интернет-преступников.

    Рекомендации по организации работы в информационном пространстве

    1. Перед началом работы необходимо четко сформулировать цель и вопрос поиска информации.

    2. Желательно выработать оптимальный алгоритм поиска информации в сети Интернет, что значительно сократит время и силы, затраченные на поиск.

    3. Заранее установить временный лимит (2-3 часа) работы в информационном пространстве (просмотр телепередачи, чтение, Интернет).

    4. Во время работы необходимо делать перерыв на 5-10 минут для снятия физического напряжения и зрительной нагрузки.

    5. Необходимо знать 3-4 упражнения для снятия зрительного напряжения и физической усталости.

    6. Работать в хорошо проветренном помещении, при оптимальном освещении и в удобной позе.

    7. Не стоит легкомысленно обращаться со спам-письмами и заходить на небезопасные веб-сайты. Для интернет-преступников вы становитесь лёгкой добычей.

    8. При регистрации в социальных сетях, не указывайте свои персональные данные, например: адрес или день рождения.

    9. Не используйте в логине или пароле персональные данные.

    10. Все это позволяет интернет-преступникам получить данные доступа к аккаунтам электронной почты, а также инфицировать домашние ПК для включения их в бот-сеть или для похищения банковских данных родителей.

    11. Создайте собственный профиль на компьютере, чтобы обезопасить информацию, хранящуюся на нем.

    12. Не забывайте, что факты, о которых вы узнаете в Интернете, нужно очень хорошо проверить, если выбудете использовать их в своей домашней работе. Целесообразно сравнить три источника информации, прежде чем решить, каким источникам можно доверять.

    13. О достоверности информации, помещенной на сайте можно судить по самому сайту, узнав об авторах сайта.

    14. Размещая информацию о себе, своих близких и знакомых на страницах социальных сетей, спросите предварительно разрешение у тех, о ком будет эта информация.

    15. Не следует размещать на страницах веб-сайтов свои фотографии и фотографии своих близких и знакомых, за которые вам потом может быть стыдно.

    16. Соблюдайте правила этики при общении в Интернете: грубость провоцирует других на такое же поведение.

    17. Используя в своей работе материал, взятый из информационного источника (книга, периодическая печать, Интернет), следует указать этот источник информации или сделать на него ссылку, если материал был вами переработан.

    Методические и справочные материалы

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

    • Информационно-правовой портал «Гарант» (http://director.edu54.ru/node/271857)
      На этом портале — важные новости законодательства всех 83 субъектов РФ, а также большой объем правовой информации: профессиональные календари, статьи, ответы на вопросы, выдержки из «Домашней правовой энциклопедии» и многое другое.

      Шаблоны документов образовательного учреждения(http://www.menobr.ru/products/711/)
      Предлагается рыба-диск, на котором более 100 различных шаблонов, с помощью которых можно подготовить различные документы образовательной организации.

      Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО(http://director.edu54.ru/node/273140)
      Предлагаемая методическая разработка «Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО», подготовлена на основе учебника «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе». Чуракова Р.Г. изд. 2-е, М.: Академкнига 2009. 112 с., может оказаться полезной в практической деятельности администратора, курирующего начальную школу.

      Видеоуроки в Интернет для учителей и школьников (http://director.edu54.ru/node/273580)
      Можно рекомендовать учителям с целью их использования для экономии времени при конструировании урока.

      Электронная система «Образование»(http://director.edu54.ru/node/267976)
      Эта система для администрации школ и детских садов, а также специалистов органов управления образованием. Она позволяет легко найти ответ, выдает подробную инструкцию по решению проблемы, подкрепленную ссылками на действующее законодательство и шаблонами локальных актов.
      Основными ее преимуществами являются оперативное добавление новых нормативных актов, регулирующих деятельность образовательных учреждений, а также разъяснения экспертов по ним. Также одной из наиболее сильных сторон системы является раздел «Вопрос эксперту». Цикл «вопрос-ответ» занимает не более 5 рабочих дней.

      Сайт «ЗАВУЧ.инфо» (http://www.zavuch.ru/)

      Это площадка для обмена опытом, общения и коммуникации работников образования.

      Информационный портал «Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»(http://director.edu54.ru/node/265938)
      Материалы, опубликованные на портале, могут оказать существенную помощь в управленческой деятельности.

      Международный образовательный портал «МААМ.RU»(http://www.maam.ru/)
      На портале — учебные планы, программы, конспекты занятий, игры, конкурсы для дошкольных образовательных организаций и начальной школы.

      Программы общего и дополнительного образования(http://director.edu54.ru/taxonomy/term/27195)

      Учительская газета (http://www.ug.ru/)
      На портале представлена электронная версия «Учительской газеты».

    • УРОК.РФ — педагогическое сообщество, предназначенное для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью.

    • ФИПИ — сайт Федерального института педагогических измерений, на котором уже размещены демоверсии  ОГЭ и  ЕГЭ 2021 года и опубликованы открытые банки заданий ГИА.

    • 1сентября.рф — известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.

    • school-collection.edu.ru — единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

    • ict.edu.ru — федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».

    • pedsovet.org — всероссийский интернет-педсовет.
       

    Методические и справочные материалы

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie